и сопряженным заболеваниям

Причины трагедии в школе №263 надо искать в семье Сергея Гордеева

В какой момент Сережа Гордеев – гордость школы и без пяти минут медалист – превратился в жестокого убийцу? Мнения всех опрошенных мной психологов сходятся на этот счет: ребенка загнали в слишком жесткие рамки.

— Я могу предположить, что ребенок испытывал очень сильное давление в семье, — считает Анфиса Калистратова, детский психолог, гештальт-терапевт. — Знаете как это бывает: «Давай, учись, иди на золотую медаль»… Особенно, если отец — офицер: они привыкли командовать, а не разговаривать.

— Такая агрессия характерна для детей, выросших в семьях с двумя разными стилями воспитания, — приводит материалы своего исследования Татьяна Батышева, главный детский невролог Москвы, директор психоневрологической больницы №18. – В первом случае, родители воспитывают ребенка в авторитарном стиле, приказывают, но мнения его самого не учитывают. Второй случай – это слишком либеральное воспитание, когда ребенку можно все, и нет никаких границ.

— Другая причина – это давление со стороны педагогов, — продолжает Татьяна Батышева. – В результате, ребенок оказался загнан в рамки, из которых он нашел единственный выход.У Гордевых, похоже, первый вариант. Особенно, если вспомнить, что Сергея даже из секции забирали родители. Какая уж тут личная свобода…

— Давить на ребенка могли и педагоги, — солидарна с коллегой Анфиса Калистратова. — В старших классах ученики испытывают повышенный стресс. Педагог, которого застрелил Сергей, мог поставить ему не ту оценку, например – география, кстати, влияет на аттестат. Поэтому выбор педагога в качестве жертвы был абсолютно осознанным. Вообще, весь процесс был осознанным, ребенок собрал оружие, упаковал патроны, принес все это в школу…

Кроме этих двух факторов – отношений с родителями и педагогами – есть и другие.

— Повышает агрессию сцены насилия, которые показывают в кино и в телепрограммах, — объясняет Татьяна Батышева. — Согласно исследованиям, в США ребенок, окончивший начальную школу, видел на экране телевизора 8 тысяч убийств. Не думаю, что ситуация у нас сильно отличается. Затем, компьютерные игры, где тоже стреляют и убивают. И это все – вместо нормального общения с родителями… Кстати, даже сам факт наличия в доме огнестрельного оружия уже повышает уровень агрессии ребенка.


— Судя по поведению ребенка, у него произошло нервное расстройство, — предполагает Анатолий Северный, президент ассоциации детских психологов и психиатров. – Такие срывы спрогнозировать сложно, и это должен делать психиатр. А вот обратить внимание на ребенка, который выделяется из общей среды, требует поддержки и помощи – это задача школьного психолога. Но у них нет такой мотивации, поскольку главная их задача – это сопровождение образовательного процесса, а не защита личности ребенка. Если целенаправленно наблюдать за детьми, заметить отклонения вполне возможно. Но, конечно, один психолог, который ведет 500 учащихся, справится с такой задачей не может.
Но не все же дети, которых жестко контролируют родители, хватаются за оружие? Тут, скорее всего, сочетание многих факторов — обстановка в семье, психические отклонения, которые никто не замечал либо не придавал значения.

http://www.kp.ru/daily/26189/3078098/CD580D68-C316-4107-A969-CCF0D419FDB1_mw1024_n_s