и сопряженным заболеваниям

Шаг не должен быть резким

Вопрос о внедрении системы инклюзивного образования в России уже не один год является предметом широких обсуждений и споров. Данная методика предполагает совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов. Во многих западных странах это направление существует уже десятки лет. Однако осуществление данной практики в России связано со множеством проблем. 

24 июля состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ. На нем обсуждалась целесообразность инклюзивного образования в России, готовность образовательных учреждений к данному переходу. Это событие уникально тем, что в дискуссии приняли участие парламентарии, общественники, представители сферы науки и образования, а также медики. В ходе обсуждения стороны пришли к выводу, что на данном этапе страна не готова полностью отказаться от коррекционного образования, а новая система нуждается в серьезном реформировании.

Искусство общаться с ребенком

Развитие инклюзивного образования должно проходить поэтапно, и в пользу этого аргумента приводились такие доводы. Во-первых, обычным школьным преподавателям не хватает опыта для работы с детьми-инвалидами. Эта деятельность требует высокого профессионализма и наличия особых знаний. С таким ребенком нужно уметь общаться. К тому же нужна и серьезная психологическая подготовка, чтобы чувствовать отношения внутри коллектива учащихся и в нужный момент прийти на помощь. Кроме того, сейчас не существует какой-либо единой методики или рекомендаций по осуществлению преподавательской деятельности в инклюзивном классе. Учитель будет вынужден все делать на свое усмотрение, а проводить с ним специальную консультацию некому. 

Но самое важное то, что в ходе экспериментов практика инклюзивного образования за редкими исключениями приводила к возникновению серьезных трудностей. К примеру, преподаватель просто не знал, как вести себя с инвалидом. Если поставить такому ребенку двойку или выгнать из класса, можно нанести ему психологическую травму, от которой он долгое время не сможет оправиться. А если поощрять поведение, не принятое в рамках школы, нарушится вся дисциплина в целом. Об этом на заседании комиссии отдельно говорил депутат Государственной думы Олег Смолин. Он подчеркнул, что ему уже сейчас приходят жалобы от родителей больных детей, которые видят, что их ребенок не может учиться в общем классе и страдает из-за этого.

Риск утратить уникальный опыт

О неготовности осуществить переход к инклюзивной системе говорила и заслуженный врач РФ, главный невролог города Москвы Татьяна БАТЫШЕВА. Она пояснила, что отказ от коррекционного образования приведет к массе проблем. А почувствуют их на себе в первую очередь больные дети. Медик уверен, что новая методика рано или поздно будет внедрена, но только лишь после учета всех факторов и нюансов, а сам этот шаг не должен быть резким и необдуманным. Она обратила особенное внимание на то, что в СССР система коррекционного образования прекрасно работала и дети-инвалиды всегда были под надежным и заботливым крылом. Но сейчас они рискуют этого лишиться, так как весь накопленный опыт может быть вмиг утерян, если проводить данную работу второпях и только лишь на бумаге.

 

В ходе заседания был утвержден состав рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов. Был разработан план действий. В него входит обеспечение семей с детьми-инвалидами особой социальной поддержкой, создание условий для полноценного физического, психологического и интеллектуального развития таких детей, а также расширение возможностей использования такими семьями средств материнского капитала.

 

 Источник:  http://na-zapade-mos.ru/obschestvo/shag-ne-dolzhen-byt-rezkim.html