ВАРИАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Т.Н. Симонова1
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

И.Ю. Левченко
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

УДК 37.04
С 37

РЕЗЮМЕ

На основании результатов лонгитюдного изучения двигательного, эмоционально-личностного, познавательного развития, функциональной независимости дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича установлено качественное своеобразие их развития, определяющее особые образовательные потребности. Наряду с этим выявлены компенсаторные возможности – потенциал развития, что опровергает сложившееся мнение о низких способностях к обучению и доказывает целесообразность включения детей с множественными нарушениями в образовательный процесс.

Ключевые слова: тяжелые двигательные нарушения, мультифакториальность структуры ведущего дефекта, особые образовательные потребности, потенциал развития.


VARIATIVE DISTINCTIONS OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE MOTORIC DISORDERS

T.N. Simonova
Astrakhan State University

I.Y. Levchenko
Moscow Sholokhov State Humanities University

SUMMARY

Based on results of longitudinal research of motoric, emotional, personal, cognitive development and functional independence of preschoolers with severe motoric disorders caused by cerebral palsy (CP), a qualitative distinction of their development is established which defines special educational needs. Alongside with that the compensatory possibilities are revealed; this refutes existing opinion of low educational capabilities and proves expedience of inclusion of children with multiple disorders into educational process.

Key words: severe motoric disorders, multiple factors of leading disorder structure, special educational needs, development potential.


Татьяна Николаевна Симонова – кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук (13.00.03), профессор ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Кафедра педагогики и предметных технологий
E-mail: tsimonova52@mail.ru

Ирина Юрьевна Левченко – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»