ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР 2.0
ЦИФРОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

О ПРОЕКТЕ

МИР ВОКРУГ НАС

Мы много говорили о цифровых технологиях, разрабатывали концепции информатизации здравоохранения, создавали информационные системы и телемедицинские технологии.

Но живое общение между людьми было главной ценностью до 2020 года. В особенности очное общение важно при взаимодействии врача с пациентом и его родственниками. Это особенно касается семей с детьми, которым необходимо оказывать долгосрочную медицинскую помощь. Врач и возможность очно обратиться к нему становятся главной ценностью для многих пациентов, которым нужна постоянная реабилитация. Врач становится для них психологом, тренером, другом.

ПАНДЕМИЯ COVID‑19

В 2020 году мир трансформировался мгновенно. В моменте распространения нового вируса – COVID‑19.
Всего несколько месяцев разделяют нас от той действительности, в которой врач мог проводить реабилитацию детей в ежедневном режиме, радоваться маленьким победам этих детей, поддерживать и вдохновлять родителей.

Теперь, когда вопросы безопасности мира зависят от максимального дистанцирования людей, единственной возможностью для детей пройти необходимую реабилитацию является цифровая медицина. В связи с этим была разработана новая модель дистанционной медицинской реабилитации.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЦИНЫ

Основой новой модели реабилитации является цифровая медицинская платформа.

Оказание медицинской помощи проводится путем телемедицинских технологий.

В Российской Федерации оказание телемедицинских услуг возможно с 2017 года, когда в силу вступил Федеральный Закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР 2.0
ЦИФРОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Дневной стационар для детей с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями работает в очно-заочном режиме. Оказание специализированной медицинской помощи детям осуществляется с применением современных медицинских технологий, в т. ч. телемедицинских, в соответствии со стандартами (протоколами) ведения больных с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями.

Дети и их родители в ежедневном режиме получают доступ к медицинским и психологическим консультациям, а также виртуальным практическим занятиям.

ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР 2.0

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для реабилитации в дневном стационаре, для дистанционной медицинской реабилитации на начальном этапе реализации проекта принимаются дети, неоднократно проходившие лечение в ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии ДЗМ».

С установленным диагнозом при наличии показаний и отсутствии противопоказаний к проведению медицинской реабилитации. Длительность реабилитации в отделении с использованием современных медицинских технологий составляет 14 дней.

При регистрации на цифровой платформе проекта «Дом Большой Мамы» − DBM@niioz.ru у каждого ребенка формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КОМАНДА

Для работы с каждым ребенком создается мультидисциплинарная реабилитационная команда (МРК), состоящая из специалистов как медицинских, так и немедицинских специальностей. Руководителем группы является лечащий врач.

Задача лечащего врача – оценка клинического состояния здоровья ребенка перед началом проведения медицинской реабилитации, оценка (диагностика) исходного реабилитационного статуса с учетом заключений специалистов мультидисциплинарной реабилитационной команды, установление реабилитационного диагноза ребенку, формирование цели проведения реабилитационных мероприятий (желаемого результата проведения комплекса реабилитационных мероприятий), формирование индивидуального плана медицинской реабилитации, определение оптимальной продолжительности курса, оценка в динамике клинического состояния здоровья ребенка.

Задача мультидисциплинарной реабилитационной команды: оценка исходного клинического состояния здоровья ребенка, промежуточная и итоговая оценка эффективности проведенных реабилитационных мероприятий, обучение реабилитационным мероприятиям, разрешенным к применению в домашних условиях, законных представителей ребенка и самого ребенка (при наличии возможности).

КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВХОДЯТ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНУЮ РЕАБИЛИТАЦИОННУЮ КОМАНДУ

  • Неврологи (консультации онлайн, лечащие врачи)
  • Педиатры (оценка соматического статуса)
  • Врач ЛФК (ФРМ) (консультации онлайн)
  • Специалисты ЛФК, АФК (проведение онлайн-занятий с пациентами, запись видеоуроков)
  • Логопеды (проведение онлайн-занятий с пациентами, запись видеоуроков)
  • Дефектологи (проведение онлайн-занятий с пациентами, запись видеоуроков)
  • Психологи (проведение онлайн-занятий с пациентами)

При необходимости, возможно проведение онлайн-консультаций узких специалистов: рефлексотерапевт, офтальмолог, гастроэнтеролог, диетолог, кардиолог, уролог, ортопед, дерматолог, оториноларинголог, психиатр, психотерапевт, терапевт.

ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР 2.0
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Цифровые решения, используемые в проекте, позволяют проводить и интерактивные занятия. Это могут быть занятия ЛФК, АФК, адаптивным спортом, психологические и логопедические коррекции.

Активно используются компьютерные развивающие игры, адаптированные для детей с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями.

Результаты занятий записываются, и по итогам их проведения врачи получают доступ к видеозаписи для последующего использования в мониторинге состояния здоровья ребенка. Родители имеют возможность сохранить видеозапись на стационарный компьютер из личного кабинета ребенка. И использовать запись при выполнении домашнего задания.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Могут носить как индивидуальный характер, так и в мини‑группах не более 5 человек

  • Лечебная физкультура
  • Адаптивная физическая культура:
    — паракарате
    — следж-хоккей
    — хореография
    — бадминтон
  • Логопедическая коррекция
  • Занятия с дефектологом
  • Занятия с психологом
  • Арт-терапия (лепка, рисование, конструирование)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Оценка эффективности реабилитации детей проходит на основе:

  • цифровой медицинской карты,
  • социологических опросов (родителей и детей),
  • Dashboard medicine.

По завершении реабилитации с каждым родителем ребенка проводится тестирование, в рамках которого выявляются преимущества использования цифрового дневного стационара для конкретного ребенка, даются рекомендации по сопровождению личных достижений ребенка.

МНОГОУРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ

Лечащий врач:

  • План реабилитации
  • Ежедневные дневники
  • Выписка
  • Видео занятий

Специалисты − члены междисциплинарной реабилитационной команды:

  • Медицинское заключение

Консультанты.

ЭКСПЕРТИЗА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Новые медицинские технологии, применяемые при работе цифрового стационара, проходят экспертизу Этического комитета по экспертизе исследований в области здравоохранения и общественного здоровья при ГБУ города Москвы НИИОЗММ ДЗМ.

По итогам успешной клинической апробации новых медицинских технологий разрабатываются методические рекомендации для медицинских организаций государственной системы здравоохранения.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Поиск наиболее эффективных решений для цифровой реабилитации детей с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями осуществляется с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры неврологии, физической и реабилитационной медицины детского возраста ФНМО РУДН, научного отдела и наиболее опытных клиницистов НПЦ ДП ДЗМ.

ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИКИ

В период цифровой трансформации медицины и создания самых безопасных условий для жизни и развития детей с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями очень важно объединить усилия ученых, экспертов, клиницистов, а также обеспечить максимально комфортное пребывание детей и их родителей в новом цифровом мире.

Чтобы у них была возможность чувствовать себя защищенными и в безопасности, обеспечить им доступ к лучшим методикам и сохранить с ними прямой контакт медиков, в проект будут вовлечены волонтеры-медики.

С их помощью будет организовано круглосуточное консультационное сопровождение посредством цифровой платформы. Если родителям нужна дополнительная консультация – цифровой помощник (чат-бот) определит срочность и целевую ориентацию запроса. Подключит к беседе волонтера-медика, если этот запрос носит информационный характер.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Для обеспечения информационного взаимодействия между всеми участниками используются:

  • информационный сайт с возможностью уникальной идентификации человека (созданы личные кабинеты врача куратора, родителя (ребенка), волонтера);
  • система организации онлайн-трансляций с возможностью подключения: «врач – родитель, ребенок», «врач − врач», «куратор − врач», «врач −
  • группа родителей, детей»;
  • информационная медицинская карта ребенка, проходящего реабилитацию в дневном стационаре;
  • цифровой календарь занятий;
  • Dashboard medicine;
  • программное обеспечение для анкетирования и оценки полученных знаний;
  • программное обеспечение для проведения занятий с детьми с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями.

Цифровое взаимодействие осуществляется по защищенным каналам связи.