ШКОЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИЗАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ: БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

М.В. Белоусова, Р.А. Бодрова
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России (Казань)

В.А. Меркулова
Институт психотерапии и клинической психологии

УДК 616.8 – 053.2: 37.091.21
Б 43

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического неблагополучия детей – школьной дизадаптации, которая рассматривается как психофизиологическая особенность развития и как результат неблагоприятного влияния среды. В статье обсуждаются вопросы распространенности данного нарушения, причины и виды его проявления. Рассматриваются нейропсихологические механизмы формирования и развития высших психических функций, необходимых для успешного прохождения адаптации, а также особенностей их повреждения.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, нейропсихологический подход, школьная дизадаптация, социальная дизадаптация, управляющие функции мозга, СДВГ, нарушение поведения, гиперактивность, принципы коррекции, этапы коррекционной работы.


SCHOOL AND SOCIAL DISADAPTATION OF CHILDREN: BIOPSYCHOSOCIAL APPROACH

M.V. Belousova, R.A. Bodrova
Kazan State Medical Academy

V.A. Merkulova
Institute of a psychotherapy and clinical psychology

SUMMARY

Article is devoted to an urgent problem of psychology and pedagogical trouble of children – school disadaptation, which is considered as psychophysiological feature of development and as result of adverse influence of the environment. In article questions of prevalence of this violation, the reason and types of its manifestation are discussed. In article neuropsychological mechanisms of forming and development of the highest mental functions necessary for successful passing of adaptation, and also features of their damage are considered.

Keywords: the correctional developing training, neuropsychological approach, school disadaptation, social disadaptation, the operating functions of a brain, violation of behavior, attention deficit hyperactivity disorder, ADHD, a hyperactivity, the principles of correction, stages of correctional work.


Марина Владимировна Белоусова – доцент кафедры детской неврологии ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, к.м.н., доцент (ответственная за переписку)
E-mail: belousova.marina@mail.ru

Вероника Александровна Меркулова – преподаватель кафедры возрастной психологии Института психотерапии и клинической психологии
E-mail: vero.merkulova@yandex.ru

Резеда Ахметовна Бодрова – заведующая кафедрой реабилитологии и спортивной медицины ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, к.м.н., доцент
E-mail: Rezeda.Bodrova@tatar.ru