и сопряженным заболеваниям

ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

И.Ю. Левченко
Московский городской педагогический университет, Москва

М.В. Переверзева
Институт специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва

УДК Институт специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва
Л 38

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты изучения состояния навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, полученные с использованием Метода систематизированного наблюдения, представлена рабочая типология детей с ТМНР, построенная на основе количественной оценки уровня сформированности навыков самообслуживания.

Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), навыки самообслуживания, диагностика, критерии оценки, Метод систематизированного наблюдения, Диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания, Показатель успешности.


RESEARCH OF THE FORMATION OF SELF-SERVICE SKILLS IN CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DISABILITIES

I.Y. Levchenko
Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

M.V. Pereverzeva
Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation of the Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

SUMMARY

The article presents the results of studying the state of self-service skills in children with severe multiple disabilities, obtained using the Method of systematized supervision, and a working typology of children with severe multiple disabilities, based on a quantification of the level of self-service skills.

Keywords: children with severe multiple disabilities, self-service skills, diagnostics, criteria of assessment, Method of systematized supervision, Diagnostic Observation Chart of Self Service Skills Level, Success Index.


Ирина Юрьевна Левченко – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией инклюзивного образования, Московский городской педагогический университет
E-mail: ksp_deffak_mggu@mail.ru

Марина Викторовна Переверзева – аспирант, Институт специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета
E-mail: marina.psp@yandex.ru