и сопряженным заболеваниям

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

И.Е. Лукьянова, Е.А. Сигида, С.Н. Утенкова
Московский государственный областной университет, Москва

УДК 37.08
Л 84

РЕЗЮМЕ

Вопросы подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования имеют особую важность для оптимизации системы реабилитационной помощи детям, имеющим нарушения развития. Коррекционная деятельность будущих бакалавров-дефектологов занимает особое место в процессе восстановления утраченных ребёнком функций или абилитационных мероприятиях и требует формирования у будущих логопедов, олигофренопедагогов, сурдо-, тифлопедагогов и других специалистов-дефектологов выработки особых компетенций, предусматривающих наличие навыков по организации адаптивной коррекционно-образовательной среды (АКРС), соотносящейся с сохранными функциями ребёнка с особыми образовательными потребностями. Для формирования навыков, необходимых для создания АКРС, студентам соответствующих профилей необходимо выработать компетенции, позволяющие им выявлять у детей с особенностями развития дефекто-обуславливающие патофизиологические нарушения, что возможно лишь на основе сложившихся знаний о периодизации индивидуального развития и формировании звеньев сенсорных систем. Однако для создания АКРС будущему дефектологу необходимо владеть информацией и уметь применять на практике знания о воздействии на ребёнка с особыми образовательными потребностями соответствующего набора внешних стимулов, разнообразных по форме и содержанию, естественно характеризующихся своей избирательностью воздействия на отдельные анализаторы в зависимости от характера нарушения развития.

Ключевые слова: реабилитационная помощь, компетенции бакалавра специального (дефектологического) образования, адаптивная коррекционно-развивающая среда, адаптивная абилитация, инклюзивная адаптация, реабилитация, интеграция.


FEATURES OF PREPARATION BACHELORS OF SPECIAL (DEFEKTOLOGI) EDUCATION AS PARTICIPANTS OF PROCESS OF REHABILITATION CHILDREN WITH DEVELOPMENT VIOLATIONS

I.E. Lukyanova, E.A. Sigida, S.N. Utenkova
Moscow State Regional University

SUMMARY

Questions of training of bachelors of special (defektologichesky) education are of special importance for optimization of system of the rehabilitation help to the children having development violations. Correctional activity of future bachelors-speech pathologists takes a special place in the course of restoration of the functions lost by the child or the abilitatsionnykh actions and demands formation from future logopedists, oligofrenopedagog, surdo-, visual impairment specialists and other specialists speech pathologists of development of the special competences providing existence of skills on the organization of the adaptive correctional and educational environment (ACEE) corresponding to safe functions of the child with special educational needs. For formation of the skills necessary for creation of ACEE for students of the corresponding profiles it is necessary to develop the competences allowing them to reveal at children with features of development the defekto-causing pathophysiological violations that is possible only on the basis of the developed knowledge of a periodization of individual development and formation of links of touch systems. However for creation of ACEE future speech pathologist needs to possess information and to be able to put into practice knowledge of impact on the child with special educational needs of the corresponding set of external incentives, varied in form and to the contents, naturally characterized by the selectivity of impact on separate analyzers depending on nature of violation of development.

Keywords: the rehabilitation help, competences of the bachelor of special (defektologichesky) education, the adaptive correctional developing environment, an adaptive abilitation, inclusive adaptation, rehabilitation, integration.


Инна Евгеньевна Лукьянова – Московский государственный областной университет, профессор, заведующая кафедрой клинических основ дефектологии, доцент, доктор медицинских наук
E-mail: kaf-kod@mgou.ru

Евгений Антонович Сигида – Московский государственный областной университет, профессор кафедры клинических основ дефектологии, профессор, доктор медицинских наук
E-mail: kaf-kod@mgou.ru

Светлана Николаевна Утенкова – Московский государственный областной университет, доцент кафедры клинических основ дефектологии, доцент, кандидат биологических наук
E-mail: kaf-kod@mgou.ru