и сопряженным заболеваниям

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.Ю. Левченко
Московский городской педагогический университет

С.Е. Киселева
ГБУЗ Московской области «Подольская детская городская больница»

УДК 379.8.091.2:616.831-009.11
Л 38

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты экспериментального изучения готовности дошкольников с тяжёлыми двигательными нарушениями к включению в инклюзивное образовательное пространство; раскрывается содержание понятия «социально-интегративный потенциал детей с ТДН»; раскрыты характеристики социально-интегративного потенциала детей с ТДН на основе уровневого подхода к его оценке; описаны качественные показатели готовности дошкольников с тяжёлыми двигательными нарушениями к интеграции в социум.

Ключевые слова: дети с тяжёлыми двигательными нарушениями, социально-интегративный потенциал детей с ТДН, инклюзивная образовательная среда, функциональная зависимость детей с ДЦП, уровни адаптированности.


FEATURES OF THE SOCIO-INTEGRATIVE POTENTIAL OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE MOTOR IMPAIRMENTS

I.Y. Levchenko
Moscow state psychological-pedagogical University (Moscow)

S.E. Kiseleva
State budgetary institution of healthcare of the Astrakhan region «Regional narcological dispensary» (Astrakhan)

SUMMARY

The article presents the results of an experimental study of readiness of preschool children with severe motor impairments for inclusion in inclusive educational space; the concept of «socio-integrative potential of children with TDN»; reveals the features of the socio-integrative potential of children with TDN on the basis of the level approach to its evaluation; described the quality indicators of readiness of preschool children with severe motor disabilities to integrate into society.

Keywords: children with severe motor disabilities, the socially integrative potential of children with severe motor disabilities, inclusive educational environment, the functional dependence of children with cerebral palsy, levels of adaptability.


И.Ю. Левченко – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией инклюзивного образования института специального образования и комплексной реабилитации ФГАУ ВО «Московский городской педагогический университет»
E-mail: ksp_deffak_mggu@mail.ru

С.Е. Киселёва – детский психолог ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» (ответственная за переписку)
E-mail: Liberte2008@yandex.ru