ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Л.М. Низова, В.В. Черных, Е.Р. Ямбаева
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

УДК 316.35-053.2-056.24
Н 616

РЕЗЮМЕ

Исследованы административные и экономические барьеры создания безбарьерной среды для детей-инвалидов на мезоэкономическом уровне, порождающие как положительные, так и отрицательные эффекты в реализации государственной программы «Доступная среда». На основе сравнительного мониторинга двух субъектов Российской Федерации (Республика Марий Эл и Республика Татарстан) уточнены такие приоритеты, как модернизация транспортной и спортивной инфраструктуры, социокультурная реабилитация, адаптированность жилищного фонда и т.д. На этом фоне выявлены проблемы и трудности: сокращение санаторно-курортного лечения, дистанционного и инклюзивного образования детей-инвалидов. Ранжирование мнений респондентов в ходе социологического исследования позволило определить пути интенсификации программы совместными усилиями государства, некоммерческих и общественных организаций, волонтеров и бизнес-структур в целях интеграции детей-инвалидов в общество.

Ключевые слова: программа «Доступная среда», дети-инвалиды, социальная защита, здоровье, образование, культура, спорт, транспорт, реабилитация.


INTENSIFICATION OF THE PROGRAM «ACCESSIBLE ENVIRONMENT» FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AT THE MESO LEVEL

L.M. Nizova, V.V. Chernyh, Е.R. Yambaeva
Volga State University of technology

SUMMARY

The administrative and economic barriers to creating a barrier-free environment for children with disabilities at the meso-economic level are explored, generating both positive and negative effects in the implementation of the state program «Affordable Environment». Based on the comparative monitoring of the two constituent entities of the Russian Federation (the Republic of Mari El and the Republic of Tatarstan), priorities such as the modernization of transport and sports infrastructure, socio-cultural rehabilitation, the adaptation of the housing stock, etc. have been clarified. Against this background, problems and difficulties were identified: a reduction in sanatorium-and-spa treatment, distance and inclusive education of disabled children. Ranking the opinions of respondents during the sociological survey made it possible to determine the ways of intensifying the program by joint efforts of the state, non-profit and public organizations, volunteers and business structures with a view to integrating disabled children into society.

Keywords: «Affordable Environment» program, disabled children, social protection, health, education, culture, sport, transport, rehabilitation.


Людмила Михайловна Низова – доктор экономических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета
E-mail: nizova@yandex.ru

Вероника Валерьевна Черных – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса Поволжского государственного технологического университета
E-mail: chernyhvv@volgatech.net

Екатерина Раисовна Ямбаева – магистрант кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета
E-mail: nizova@yandex.ru