и сопряженным заболеваниям

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ НОВОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ НОВОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская
Московский городской педагогический университет

С.Е. Киселёва
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Областной наркологический диспансер», Астрахань

УДК 379.8.091.2:616.831-009.11
Л38

РЕЗЮМЕ

В статье представлен новый подход к разработке диагностического инструментария для комплексной оценки особенностей развития дошкольников с тяжёлыми двигательными нарушениями. В основу предлагаемой методики положены идеи, отражённые в Международной Шкале функциональной независимости (FIM). Для объективной оценки возможностей ребёнка с ТДН к полноценной социальной активности в качестве ключевого определён показатель функциональной независимости от окружающих. Представлена характеристика и критерии оценки наиболее значимых показателей, отражающих ограничения в повседневной жизни дошкольников с ТДН.

Ключевые слова: тяжёлые двигательные нарушения, функциональная независимость, показатели функциональной независимости от окружающих детей с ТДН, критерии функциональной независимости.


DEVELOPMENT AND TESTING OF NEW DIAGNOSTIC TOOLS FOR A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE MOTOR DISORDERS

I.Y. Levchenko, T.N. Volkovskaya
Moscow state psychological-pedagogical University (Moscow)

S.E. Kiseleva
State budgetary institution of healthcare of the Astrakhan region «Regional narcological dispensary» (Astrakhan)

SUMMARY

The article presents a new approach to the development of diagnostic tools for a comprehensive assessment of the development of preschool children with severe motor disorders. The proposed method is based on the ideas reflected in the International Scale of functional independence» (FIM).For an objective assessment of the child’s ability to complete social activity as a key indicator of functional independence from others. The characteristic and criteria of an assessment of the most significant indicators reflecting restrictions in daily life of preschool children with TDN are presented.

Keywords: severe motor disorders, functional independence, indicators of functional independence from the surrounding children with TDN, criteria of functional independence.


Ирина Юрьевна Левченко – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией инклюзивного образования института специального образования и комплексной реабилитации ФГАУ ВО «Московский городской педагогический университет»
E-mail: ksp_deffak_mggu@mail.ru

Татьяна Николаевна Волковская – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры логопедии института специального образования и комплексной реабилитации ФГАУ ВО «Московский городской педагогический университет»
E-mail: vtn221259@mail.ru

Светлана Евгеньевна Киселёва – детский психолог, ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер»
E-mail: liberte2008@yandex.ru