ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)

Л.М. Низова, А.Ю. Казакова
ФГБОУ ВО «Поволжский Государственный технологический университет», Йошкар-Ола

УДК 338.48:316
Н61

РЕЗЮМЕ

Исследуются технологии инклюзивного туризма как средства реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе мониторинга выявлены такие проблемы, как дефицит финансовых средств, слабая развитость инфраструктуры и недостаточная транспортная доступность, наличие ограничений по здоровью. Результаты авторского социологического исследования двух категорий респондентов: детей-инвалидов (школа-интернат для глухих и слабослышащих, детско-юношеская спортивная школа, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, Всероссийское общество слепых) и интервьюирование специалистов Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл позволили уточнить дополнительные потребности детей-инвалидов в сфере туризма: необходимость в сопровождающем, в информации о специализированных услугах и развитии лечебно-оздоровительных туристических маршрутов для данной категории граждан. Все это актуализирует значимость развития инклюзивного туризма в целях интеграции детей-инвалидов в социум.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, дети-инвалиды, реабилитация, интеграция инвалидов в общество.


INCLUSIVE TOURISM AS A MEANS OF REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARI EL)

L.M. Nizova, A.Y. Kazakova
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola

SUMMARY

The technologies of inclusive tourism as a means of rehabilitation of children with disabilities and children with disabilities are studied. On the basis of monitoring identified problems such as lack of financial resources, poor infrastructure and lack of transport accessibility, the presence of health restrictions. The results of the author’s sociological study of two categories of respondents: children with disabilities (boarding school for the deaf and hard of hearing, children and youth sports school, specialized children and youth sports school of Olympic reserve, all-Russian society of the blind) and interviewing specialists of the Ministry of youth policy, sports and tourism of the Republic of Mari El allowed to clarify the additional needs of children with disabilities in the field of tourism: the need for accompanying, in information on specialized services and development of medical and recreational tourist routes for this category of citizens. All this actualizes the importance of the development of inclusive tourism in order to integrate children with disabilities into society.

Keywords: inclusive tourism, children with disabilities, rehabilitation, integration of persons with disabilities into society


Людмила Михайловна Низова – доктор экономических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета; кафедра социальных наук и технологий
E-mail: nizova@yandex.ru

Анна Юрьевна Казакова – студент-магистрант Поволжского государственного технологического университета; кафедра социальных наук и технологий; специальность «Социальная работа»
E-mail: kazackova-anna84@yandex.ru