ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО И КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗОВ

А.Н. Налобина
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин (г. Москва)

М.В. Волова
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры (г. Омск)

УДК 616-009.17:796
Н 49

РЕЗЮМЕ

Актуальность: в связи с переходом России на новые критерии живорожденности, отмечается повышение выживаемости недоношенных детей, имеющих различные постнатальные нарушения в состоянии здоровья. Для улучшения качества жизни, профилактики инвалидизирующих расстройств у данной группы пациентов, требуется разработка специальных программ реабилитации.

Цель: выявить особенности формирования двигательной функциональной системы у недоношенных детей первого года жизни с учетом их паспортного и скорригированного возраста.

Методы: общеклинические – оценка тонуса мышц, состояние безусловно-рефлекторной деятельности. Функциональное тестирование: динамическая и статическая составляющая крупной моторики, качественная и количественная характеристики мелкой моторики, зрительная, слуховая сенсорные системы, вестибулярная устойчивость. Оценка основных движений определялась суммой баллов на пяти возрастных этапах. Оценка физического развития проводилась по антропометрическим показателям. Статистическая обработка проводилась с помощью программы Statistica-10. Для выявления факторной структуры использовался метод главных факторов. Корреляционный анализ осуществлялся методом Спирмена.

Результаты: применение факторного и корреляционного анализов показало, что формирование двигательной системы ребенка на первом году жизни немонотонно. В возрасте 1-2 и 5-6 месяцев было выявлено наибольшее количество показателей, сгруппированных в главном факторе (13 и 14), что свидетельствует об открытости функциональной системы для внешних контактов и способности к перестройке (сенситивные периоды). В возрасте 3-4 и 7-9 месяцев резко снижается количество показателей в главном факторе, что свидетельствует о стабилизации системы.

Заключение: максимально эффективны восстановительные мероприятия в сенситивные периоды.
Ключевые слова: реабилит

Ключевые слова: реабилитация, недоношенные дети, сенсомоторное развитие, периоды развития.


ASSESSMENT OF THE FORMATION OF MOTOR FUNCTIONAL SYSTEM IN PREMATURE INFANTS FIRST YEAR OF LIFE WITH THE HELP OF FACTOR AND CORRELATION ANALYSES

A.N. Nalobina
Moscow City University, Department of Adaptive Physical Culture and biomedical disciplines (Moscow)

M.V. Volova
Siberian State University of Physical Education and Sports, Department of the theory and technique of adaptive physical culture (Omsk)

SUMMARY


Introduction: In connection with the transition of Russia to new criteria for live birth, there is an increase in the survival rate of premature babies with various postnatal health disorders. To improve the quality of life, prevent disabling disorders in this group of patients, the development of special rehabilitation programs is required.

Target: to reveal the features of the formation of the motor functional system in preterm infants of the first year of life, taking into account their passport and adjusted age.

Materials and methods: general clinical – evaluation of muscle tone, the state of unconditioned reflex activity. Functional testing: dynamic and static component of large motility, qualitative and quantitative characteristics of fine motor skills, visual, auditory sensory systems, vestibular stability. The assessment of the main movements was determined by the sum of the scores at five age stages. Assessment of physical development was carried out according to anthropometric indicators. Statistical processing was carried out using the program Statistica-10. To determine the factor structure, the main factors method was used. The correlation analysis was performed by the Spearman method.

Results: the use of factor and correlation analyzes showed that the formation of the infant’s motor system in the first year of life is not monotonous. At the age of 1-2 and 5-6 months, the greatest number of indicators grouped in the main factor (13 and 14) was revealed, which indicates the openness of the functional system for external contacts and the ability to restructure (sensitive periods). At the age of 3-4 and 7-9 months, the number of indicators in the main factor decreases sharply, which indicates the stabilization of the system.

Conclusions: the most effective restoration activities in sensitive periods.

 

Keywords: Rehabilitation, premature babies, sensory-motor development, periods of development.


Анна Николаевна Налобина – профессор кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин института естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент, доктор биологических наук
E-mail: a.nalobina@mail.ru

Марина Владимировна Волова – аспирант кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
E-mail: vmv1507@yandex.ru