МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА М. МОНТЕССОРИ В МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ КОГНИТИВНОГО, РЕЧЕВОГО, СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

М.А. Уткузова, М.В. Белоусова
Казанская государственная медицинская академия – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Казань)

УДК 616.8-053.2:37.013.82
У84

РЕЗЮМЕ


Часто регистрируемые у детей раннего возраста болезни нервной системы, сопровождающиеся нарушениями моторного, сенсорного и когнитивного развития, и приводящие, в ряде случаев, к инвалидизации, оказывают существенное влияние на адаптацию и социализацию ребенка. Нарушения когнитивного, речевого и сенсорного развития требуют своевременной диагностики и в дальнейшем последовательной, комплексной, системной и непрерывной абилитации развития с использованием онтогенетически обусловленных технологий, в том числе – методов психолого-педагогической коррекции. В статье обсуждаются методологические подходы в использовании одного из эффективных методов когнитивной и социальной реабилитации – Монтессори-терапии. Рассматриваются основные формы и принципы работы с детьми по этой методике как в условиях стационара, реабилитационного центра, так и в домашних условиях.

Ключевые слова: реабилитация детей с нарушениями развития, Монтессори-педагогика, социализация, когнитивное и речевое развитие, сенситивный период, технологии Монтессори-терапии.


METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE APPLICATION OF M. MONTESSORI METHOD IN MEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH COGNITIVE, SPEECH, SENSORY DEVELOPMENT DISORDERS

M.A. Utkuzova, M.V. Belousova
Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan, Russia)

SUMMARY


Often registered in young children diseases of the nervous system, accompanied by disorders of motor, sensory and cognitive development, and leading, in some cases, to disability, have a significant merger on the adaptation and socialization of the child. Violations of cognitive, speech and sensory development require timely diagnosis and, in the future, consistent, complex, systematic and continuous habilitation of development using ontogenetically conditioned technologies, including methods of psychological and pedagogical correction. The article discusses methodological approaches to the use of one of the most effective methods of cognitive and social rehabilitation – Montessori therapy. The basic forms and principles of work with children on this technique both in hospital, rehabilitation center, and at home are considered.

Keywords: rehabilitation of children with developmental disorders, Montessori pedagogy, socialization, cognitive and speech development, sensitive period, technologies of Montessori therapy.


Марина Анатольевна Уткузова – КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России; доцент кафедры детской неврологии, к.м.н., доцент
E-mail: utkuzova.marina@ gmail.com

Марина Владимировна Белоусова – КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России; доцент кафедры психотерапии и наркологии, к.м.н., доцент
E-mail: belousova.marina@mail.ru