ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ПЕДИАТРИЧЕСКОМ РАССЕЯННОМ СКЛЕРОЗЕ

М.Д. Богданова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва

Т.Т. Батышева, О.В. Быкова
ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы», Москва
РУДН МИ ФНМО, кафедра неврологии, физической и реабилитационной медицины детского возраста

УДК [616.832-004.2-06:616.89-008.448]-053.2-085

РЕЗЮМЕ
Когнитивные нарушения при педиатрическом рассеянном склерозе встречаются у 1/3 пациентов. Данные нарушения затрагивают чаще всего интеллектуальное функционирование, речь, внимание и процесс переработки информации, зрительно-моторные и зрительно-пространственные навыки, память и управляющие функции. В отличие от взрослых пациентов с РС, исследований, посвященных эффективности различного рода реабилитационных мероприятий, на детской выборке значительно меньше. При этом актуальность изучения данной темы является достаточно высокой, так как дети и подростки с рассеянным склерозом сталкиваются с трудностями в освоении школьной программы, адаптации и другими психосоциальными проблемами.

Ключевые слова:рассеянный склероз; педиатрический рассеянный склероз; рассеянный склероз у детей; когнитивные нарушения; нейрореабилитация при рассеянном склерозе.


POSSIBLE DIRECTIONS OF COGNITIVE REHABILITATION IN PEDIATRIC-ONSET MULTIPLE SCLEROSIS

M.D. Bogdanova
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia

T.T. Batysheva, O.V. Bykova
Research and Clinical Centre of Pediatric Psychoneurology Moscow Department of Public Health, Moscow, Russia
RUDN MI FNMO Department of Neurology, Physical and Rehabilitation Medicine of Children

SUMMARY
Cognitive impairment in pediatric multiple sclerosis occurs in 1/3 of patients. These declines most often affect intellectual functioning, language, attention and information processing, visual-motor and visual-spatial skills, memory and executive functions. In contrast to adults with MS, studies of the effectiveness as of rehabilitation programs in the pediatric samples are scarce. At the same time, the relevance of studying this topic is quite high, since children and adolescents with multiple sclerosis may face difficulties in mastering the school curriculum, adaptation and other psychosocial problems.

Keywords:multiple sclerosis; pediatric multiple sclerosis; multiple sclerosis in children; cognitive impairment; cognitive dysfunction; neurorehabilitation in POMS.


Мария Даниловна Богданова – ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
E-mail: marya.bogdanova@gmail.com

Татьяна Тимофеевна Батышева – д.м.н., профессор, директор ГБУЗ «НПЦ ДП ДЗМ», заведующий кафедрой неврологии, физической и реабилитационной медицины детского возраста ФНМО МИ РУДН
E-mail: detb18@mail.ru

Ольга Владимировна Быкова – д.м.н., профессор, заведующий научно-исследовательским отделом ГБУЗ «НПЦ ДП ДЗМ», профессор кафедры неврологии, физической и реабилитационной медицины детского возраста ФНМО МИ РУДН
E-mail: avt496709@yandex.ru