РОЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГБУ РО «ОДКБ»

Т.Е. Ефремова, И.А. Сафонова, А.М. Лобанова, И.Ю. Колтунова, Е.И. Рыжкина, С.В. Белашев, Э.А. Агеева, А.А. Ломакина
Областная детская клиническая больница, г. Ростов-на-Дону

УДК 616.89-008.434-053.2-085.851.4

РЕЗЮМЕ
Цель: изучение эффективности применения сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ».
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 64 пациента в возрастной группе 3-7 лет с расстройствами речевого и психического развития, проходившие курсы реабилитации в отделении медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону в течение 2019 года. Пациенты были разделены на две группы: контрольная группа – 32 человека (25 мальчиков, 7 девочек), где комплексная программа реабилитации включала в себя медикаментозную коррекцию, логопедические занятия, ФТЛ, ЛФК, массаж, рефлексотерапию, и исследовательская группа – 32 человека (25 мальчиков, 7 девочек), где помимо основных реабилитационных мероприятий дети получали занятия по сенсорной интеграции. В исследовании использовались следующие методы и методики: обследование невролога с определением неврологического статуса и динамическим клиническим наблюдением в течение реабилитационных курсов; обследование психиатра с определением психического статуса и последующим динамическим наблюдением; обследование психолога с помощью экспериментально-психологического исследования и последующей ежедневной психокоррекцией; обследование логопеда-дефектолога с последующими ежедневными занятиями; полуструктурированное интервью с родителями, направленное на уточнение сведений о социально-психологическом статусе пациента, обстоятельствах жизни, болезни; оценка состояния пациента с применением ряда оценочных шкал; анализ медицинской документации (история болезни, медицинская карта).
Результаты. В результате применения сенсорной интеграции в комплексной реабилитации у детей с речевыми и психическими нарушениями выявлено улучшение речевых, когнитивных функций, психоэмоциональной сферы, поведения.
Вывод. Применение занятий по сенсорной интеграции в комплексной реабилитации достаточно эффективно при ведении детей с речевыми и психическими нарушениями. Положительная динамика от проведенных мероприятий по сенсорной интеграции наблюдается в речевом развитии детей, в когнитивной сфере. Отмечается стабилизация психоэмоциональной сферы и поведенческих реакций детей с речевыми и психическими нарушениями.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, комплексная реабилитация, эффективность применения.


THE ROLE OF SENSORY INTEGRATION IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH SPEECH AND MENTAL DISORDERS IN THE PRACTICE OF THE DEPARTMENT OF MEDICAL REHABILITATION OF GBU RO «ODKB»

T.E. Efremova, I.A. Safonova, A.M. Lobanova, I.Y. Koltunova, E.I. Ryzhkina, S.V. Belashev, E.A. Ageeva, A.А. Lomakina
Children’s Regional Clinical Hospital, Rostov-on-Don

SUMMARY
Aim. Study of the effectiveness of sensory integration in the rehabilitation of children with speech and mental disorders in the practice of the Department of Medical Rehabilitation of GBU RO «ODKB».
Materials and Methods. The study involved 64 patients in the age group of 3-7 years with speech and mental development disorders who underwent rehabilitation courses in the Department of Medical Rehabilitation of the Rostov-on-Don GBU RO «ODKB» during 2019. The patients were divided into two groups: a control group of 32 people (25 boys, 7 girls), where a comprehensive rehabilitation program included medication correction, speech therapy, physiotherapeutic treatment , therapeutic gymnastics, massage, and acupuncture and the research group – 32 people (25 boys, 7 girls), where in addition to the main rehabilitation activities, children received classes on sensory integration. The following methods and techniques were used in the study: neurologist’s examination with determination of neurological status and dynamic clinical observation during rehabilitation courses; examination of a psychiatrist with determination of mental status and subsequent dynamic observation; examination of a psychologist with the help of experimental psychological research and subsequent daily psychocorrection; examination of a speech pathologist with subsequent daily classes; semi-structured interview with parents aimed at clarifying information about the patient’s socio-psychological status, life circumstances, and illness, assessment of the patient’s condition using a number of evaluation scales; analysis of medical documentation (medical history, medical card).
Results. As a result of the use of sensory integration in complex rehabilitation of children with speech and mental disorders, the improvement of speech, cognitive functions, psycho-emotional sphere, and behaviour was revealed.
Conclusion.The use of sensory integration classes in complex rehabilitation is quite effective in the observation and management of children with speech and mental disorders. Positive dynamics from the conducted activities on sensory integration is observed in the speech development of children, in the cognitive sphere. There is a stabilization of the psycho-emotional sphere and behavioural reactions of children with speech and mental disorders.

Keywords: Sensory integration, comprehensive rehabilitation, the effectiveness of the application.


Татьяна Евгеньевна Ефремова – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации ЮФО, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону, врач-невролог высшей категории
E-mail: efremova.tatiana1@yandex.ru

Ирина Александровна Сафонова – доцент кафедры неврологии и нейрохирургии с курсами мануальной терапии и рефлексотерапии ФПК и ППС РостГМУ, к.м.н., врач-невролог высшей категории
E-mail: SafonovaIrinaAlex@yandex.ru

Алена Михайловна Лобанова – врач-невролог отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: alena.pivneva.92@mail.ru

Ирина Юрьевна Колтунова – врач-невролог высшей категории отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: rockair61@mail.ru

Екатерина Игоревна Рыжкина – врач-невролог отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: rizhkina.e@yandex.ru

Сергей Витальевич Белашев – главный детский внештатный психиатр, врач-психиатр отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: psybelashevsv@mail.ru

Элина Анатольевна Агеева – медицинский психолог отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: elina.ageeva@yandex.ru

Александра Александровна Ломакина – логопед-дефектолог отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ» г. Ростова-на-Дону
E-mail: aleksa280594@yandex.ru