НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА, МАРШРУТИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.В. Белоусова, Е.А. Морозова, М.А. Уткузова, Ф.М. Зайкова, Е.О. Карпова
Казанская государственная медицинская академия – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Казань, Россия)
УДК 612.825.2:616-009-07-053.2
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена нарушениям речевого развития – актуальной проблеме современного детства, требующей объединения усилий врачей различных специальностей. Возраст постановки топически правильного диагноза и время начала коррекционных и терапевтических мероприятий являются чрезвычайно важными, поскольку во многом определяют дальнейшее когнитивное развитие и образовательный профиль ребенка. Раннее начало нейрокоррекции, соотнесенное с сенситивным периодом развития речи и высших корковых функций в раннем и дошкольном возрасте влияют на формирование коммуникативных навыков, социального взаимодействия, на произвольную регуляцию собственного поведения и деятельности. В статье приведен алгоритм диагностики речевых нарушений междисциплинарной командой специалистов и предложено использование инструментов постановки и достижения целей в нейрореабилитации речи.
Ключевые слова:нарушение речи у детей, нарушение речевого развития, нейрокоррекция, нейрореабилитация речи, междисциплинарный подход, диагностика речевых проблем у детей.
SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS: EARLY DIAGNOSIS, ROUTING AND PLANNING OF NEUROCORRECTION OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE
M.V. Belousova, E.A. Morozova, M.A. Utkuzova, F.M. Zaikova, E.O. Karpova
Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan, Russia)
SUMMARY
The article is concerned with speech development disorders – an urgent problem of modern childhood that requires the combined efforts of doctors of various specialties. The age of the topically correct diagnosis and the time of the start of corrective and therapeutic measures are extremely important, since they largely determine the further cognitive development and educational profile of the child. The early onset of neurocorrection, correlated with the sensitive period of speech development and higher cortical functions in early and preschool age, affect the formation of communication skills, social interaction, and the arbitrary regulation of one’s own behavior and activity. The article presents an algorithm for diagnosing speech disorders by an interdisciplinary team of specialists and suggests the use of tools for setting and achieving goals in speech neurorehabilitation.
Keywords:speech disorder in children, speech development disorder, neurocorrection, speech neurorehabilitation, interdisciplinary approach, diagnosis of speech problems in children.
Марина Владимировна Белоусова – доцент кафедры детской неврологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к.м.н., доцент
E-mail: belousova.marina@mail.ru
Елена Александровна Морозова – доцент кафедры детской неврологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к.м.н., доцент
E-mail: utkuzova.marina@ gmail.com
Фания Мансуровна Зайкова – доцент кафедры детской неврологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к.м.н.
E-mail: detbol8@mail.ru
Елена Олеговна Карпова – главный внештатный детский невролог УЗ по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан, исполняющая обязанности главного врача ГАУЗ «ДГБ № 8» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ассистент кафедры детской неврологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к.м.н.
E-mail: carlen9@mail.ru