Концепция ключевых поз в оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни и реабилитации

Г.С. Лупандина-Болотова
ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ

О.А. Клочкова
НИИ Педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» Минобрнауки России, Москва, Российская Федерация

2. НИИ Педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» Минобрнауки России, Москва, Российская Федерация

РЕЗЮМЕ
В статье представлено описание и обоснование концепции ключевых поз (КП) моторного онтогенеза ребёнка первого года жизни. Предлагаемая авторами концепция помогает проводить персонифицированную оценку двигательного развития ребёнка в сопоставлении с определённым этапом развития нервной системы.
В непрерывном процессе развития движений выделены ключевые этапы, или КП, отражающие переход на следующий уровень контроля за движением со стороны центральной нервной системы, присутствующие у большинства детей, стабильные в своей реализации. Часть КП соответствует традиционно оцениваемым крупным моторным навыкам, тогда как другие позволяют более точно проследить ранние этапы становления движений. Оценка КП, своевременности и полноценности их формирования – дополнительный инструмент для практикующего специалиста, наряду со стандартной оценкой крупных навыков, что помогает при выявлении нормы или патологии в спорных и сложных ситуациях, при повреждениях нервной системы, недоношенности, задержке темпов моторного развития. Утрированные КП моторного онтогенеза, выстроенные специалистом для ребёнка, могут быть использованы при реабилитации как модели физиологичного функционирования.
Предлагаемая концепция ключевых поз может быть удобным инструментом в оценке гармоничности двигательного развития младенца, трактовки выявленных отклонений, особенно в первые месяцы жизни, а при наличии проблем подсказывает пути дальнейшей помощи в рамках естественного развития ребёнка.

Ключевые слова:моторный онтогенез, ключевые позиции, двигательное развитие, задержка двигательного развития, перинатальное поражение ЦНС, перинатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия, реабилитация, лечебная физкультура.


The key poses concept in the motor development assessment and rehabilitation of a child in the first year of life

G.S. Lupandina-Bolotova
National Medical Research Center for Children’s Health, Moscow, Russian Federation

O.A. Klochkova
National Medical Research Center for Children’s Health, Moscow, Russian Federation

SUMMARY
The article presents a description and substantiation of the concept of key poses (KP) of motor ontogenesis in a child of the first year of life. The concept proposed by the authors helps to carry out a personalized assessment of the child’s motor development in comparison with a certain stage in the development of the nervous system.
In the continuous process of movement development, key poses, or KPs, are identified, reflecting the transition to the next level of movement control from the central nervous system, present in most children, stable in their implementation. Part of the KP corresponds to the traditionally assessed gross motor skills, while others allow more accurate tracking of the early stages of the formation of movements. The assessment of KP, the timeliness and usefulness of their formation is an additional tool for a practitioner, along with a standard assessment of major skills, which helps in identifying the norm or pathology in controversial and difficult situations, with damage to the nervous system, prematurity, delayed motor development. Exaggerated KPs of motor ontogenesis, built by a specialist with a child, can be used for rehabilitation as a model of physiological functioning.
The proposed concept of key poses can be a convenient tool in assessing the harmony of the infant’s motor development, interpreting the identified deviations, especially in the first months of life, and if there are problems, it suggests ways for further assistance in the framework of the natural development of the child.

Keywords:motor ontogenesis, key poses, motor development, motor development delay, perinatal CNS damage, perinatal hypoxic-ischemic encephalopathy, rehabilitation, therapeutic physical training.


Лупандина-Болотова Галина Сергеевна – кандидат медицинских наук, заведующая отделением ЛФК во ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ, Россия

Клочкова Ольга Андреевна – кандидат медицинских наук, заведующая отделом разработки научных подходов к ведению детей с двигательными нарушениями НИИ Педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В.Петровского» Минобрнауки России
E-mail: dc.klochkova@gmail.com